Техническое обслуживание эксплуатируемого автомобильного двигателя
Техобслуживание силового агрегата транспортного средства предусматривает проведение следующих работ:
- Удаление с навесного оборудования и самого мотора масляных отложений, грязи, нагара.
- Замена расходников – охлаждающей жидкости, фильтров топлива, средств фильтрации воздуха.
- Оценка состояния резьбовых соединений, и при необходимости – выполнение их подтяжки.
- Диагностика и комплекс регулировок для обеспечения максимальной эффективности работы.
Существенное значение в ходе первого техобслуживания ТО-1 имеет обслуживание выпускного коллектора, на креплении которого подтягиваются болтовые соединения. Аналогичные работы проводятся на креплениях опор силового агрегата и глушителя.
При втором техобслуживании ТО-2 повышенное внимание уделяют креплениям головок блока цилиндров, и, если требуется – проводят протяжку. Также регулируется система газораспределения (обеспечиваются оптимальные клапанные тепловые зазоры), оценивается состояние ГРМ, при необходимости настраивается натяжение ремня электрогенератора.
Виды техобслуживания силового агрегата
В ходе эксплуатации транспортного средства предусматривается многократное техническое обслуживание двигателя автомобиля – для поддержания оптимального режима работы и предотвращения поломок. Основные разновидности техобслуживания:
- ежедневное (ЕО);
- первое (ТО-1);
- второе (ТО-2);
- сезонное (СО).
Ниже каждый из представленных видов ТО рассматривается подробнее. Так, формат ежедневного обслуживания силового агрегата предполагает следующие действия:
- Визуальная оценка состояния двигателя.
- Контроль уровня тосола или антифриза, а также моторного масла. Долив при недостаточном объеме.
- Проверка мотора в работе (необходимо выяснить, не присутствуют ли необычные звуки, а также проверить данные, отображаемые на приборной панели).
Следующий формат техобслуживания – ТО-1:
- Контроль качества фиксации мотора и навесного оборудования. Особое внимание уделяется топливному насосу, элементам выпускной системы, генератору, помпе.
- Оценка качества фиксации передних опор.
- Выполнение регулировок, если есть такая необходимость.
- Проверка состояния поддона картера. Если выявляются подтеки, проводится подтягивание болтовых соединений.
- Работы в соответствии с картой смазки.
В рамках ТО-2 организуется следующий комплекс работ:
- Повторное проведение всех операций, предусмотренных ТО-1.
- Проверка и подтяжка гаек, фиксирующих головки цилиндров.
- Проверка тепловых зазоров клапанов, регулирование.
- Удаление нагара и загрязнений, если в этом есть потребность.
Важно своевременно организовывать все виды техобслуживания, но даже это не исключает полностью вероятность возникновения неисправностей. Впрочем, ремонт двигателя в Туле при условии проведения регулярных ТО обойдется дешевле, сократятся трудозатраты.
Особенности техобслуживания и рекомендации
При ТО-1 двигатель не разбирается, тогда как ТО-2 предусматривает снятие крышек клапанов для диагностирования состояния. Также регулируются зазоры ГРМ. Точный порядок и содержание профилактических работ зависят от конкретного автопроизводителя.
В условиях низких температур (ниже 0 градусов по Цельсию) не допускается подтяжка головки блока цилиндров. Требуется предварительный прогрев силового агрегата, а подтягивание крепежей должно идти равномерно, в соответствии с рекомендациями производителя и конструкционными особенностями мотора. Только после этого проверяются и регулируются клапанные зазоры. Их изменение в ходе эксплуатации ДВС понижает мощность агрегата и повышает расход топлива, поэтому периодическая регулировка обязательна.